Ваш город: Москва
Личный кабинет
23 апреля 2021
В силовой установке транспортных средств один из самых подверженных износу узлов — сцепление. Выбирая сцепление на замену, кроме понимания особенностей запчастей разных производителей, нужно разбираться в характеристиках самой детали. Это поможет подобрать надёжное сцепление без необдуманных и неоправданно больших затрат.
В спецтехнике, коммерческих и грузовых транспортных средствах сейчас преимущественно устанавливают однодисковое сцепление. Узел собирают из таких элементов:
маховик;
пружина диафрагменного типа;
ведомый диск;
выжимной подшипник.
Пружина работает по нелинейному принципу: когда изменяется сила нажатия, рабочее усилие увеличивается до предела, после чего постепенно спадает. До появления диафрагменных пружин, в конструкции использовались периферийные. С переходом на новый тип, автовладельцы и водители избавились от трёх проблем:
В процессе износа диска снижалось нажимное усилие.
Повышение чувствительность к увеличению скорости вращения в результате влияния центробежной силы.
Для установки требовалось большое пространство.
Пружина выполнена в виде усечённого конуса. В верхней части конуса находится отверстие, от которого спускаются расположенные по радиусу прорези. Прорези складываются в лепестки, которые выступают рычагами выжимания. Закрепление пружины выполняется с помощью опорных колец или распорных болтов.
Это ещё одна обязательная деталь сцепления. Для сборки диска используют фрикционные шайбы, демпферные пружины и непосредственно демпфер. Демпфер гасит периодически возникающие крутильные колебания.
По двум сторонам диск закрывается фрикционными накладками. Для изготовления накладок используют стекловолокно, прессованную проволоку из меди или латуни. Материалы не боятся высоких температур и могут переносить значения до +400°С.
Размер ведомого диска влияет на размер сцепления. А точнее параметры сцепления определяются наружным диаметром диска. В тяжёлые грузовики преимущественно ставят сцепления с диаметром в 430 мм. Для спецтехники чаще применяют двухдисковое сцепление. У узла меньший диаметр, но при этом более высокий рабочий ресурс.
Однодисковое сцепление встречается на грузовых транспортных средствах и коммерческих авто европейского производства. В грузовиках американских брендов ставят двухдисковое сцепление.
Диск вместе с пружиной и корпусом формируют корзину сцепления. Маховик и корзина соединены посредством жёсткого болтового крепления. Корзины делятся на две группы:
Нажимного действия — используется в конструкции легковых машин. Когда сцепление выключается, лепестки-рычаги сдвигаются к маховику.
Вытяжного действия — лепестки движутся от маховика. У вытяжной корзины облегченная конструкция кожуха и уменьшенная толщина.
Интересная фишка сцеплений современной сборки — обратный выжим. Позиция плеча лепестков центральной пружины позволяет сцеплению корректно работать при меньшем усилии, чем у нажимных моделей. При этом необходимо, чтобы выжимной подшипник был надёжно зафиксирован в центральной части пружины.
Сцепление тяжёлых транспортных средств подвержено таким проблемам:
преждевременный износ и механические поломки накладок ведомого диска;
ослабление или полная поломка пружины;
преждевременный износ выжимного подшипника.
Производители транспортных средств рекомендуют устанавливать оригинальные комплектующие, чтобы снизить риск поломки автомобиля. Высокая стоимость оригинальных запчастей привела к развитию аналогово рынка.
Автопроизводители не всегда занимаются изготовлением деталей самостоятельно. Крупные бренды заказывают производство у сторонних компаний. Например, у Luk, Valeo, Kayaba, Sach, Exedy, Mando и других. Детали, выпущенные на заводах сторонних производителей, на 100% соответствуют оригинальному регламенту, но стоят ощутимо дешевле. Такие запчасти поставляются на конвейер.
Полные аналоги — это отдельная группа. Аналоговые запчасти не поставляются на конвейер и выпускаются разными производителями, среди которых также есть крупные и надёжные компании.
Например, аналоговые узлы сцепления для коммерческого транспорта представлены у бренда FLRS. Мощности FLRS оснастила компания Mercedes-Benz, чтобы наладить на заводах собственное производство. Сегодня FLRS ведёт независимое производство, но по прежнему руководствуется европейским регламентом.
Для изготовления диафрагменных пружин FLRS использует высококлассную немецкую сталь 51CrV4. Для пружин демпфера крутильных колбеаний бренд выбрал сталь 55CrSi. Сборка элементов сцепления происходит посредством лазерного сваривания, которое повышает прочность соединений на 40% по сравнению с другими способами.
На рынке аналоговых запчастей есть такие же ответственные, надёжные производители, как и на оригинальном. Стоимость качественного аналогового сцепления ощутимо ниже оригинального, но при этом она не будет подозрительно низкой. Заниженная цена указывает на то, что перед вами реплика со скопированным внешним видом оригинала, но с худшими техническими характеристиками. Поэтому при выборе ориентируйтесь на средний ценовой сегмент и старайтесь отдавать предпочтение уже известным брендам.